Могилевский государственный профессиональный лицей №1 - официальный сайт

 

Главная >> Страницы преподавателей >> Страница историка

 

 

Страница историка

 

 

 

Василий Дмитриевич Гузов

(1924 - 1995)

 

Василий Дмитриевич Гузов родился 22 июня 1924 года в семье крестьянина в деревне Подбелье Могилевского района. В 1949 году он окончил Могилевский учительский институт, а в 1973 году – Могилевский государственный педагогический институт по специальности белорусский язык и литература. В школе он работал учителем белорусского и немецкого языков.

С 1948 года Василий Дмитриевич начал собирать статьи из разных периодических изданий об истории района и деревни Головчин. В 1986 году организовал местную радиогазету, которая выходила более года. Он сам в нее писал заметки и вел передачи. В эфир она выходила один раз в неделю, в суботу. На протяжении 15 минутного выпуска слушатели знакомились с новостями колхоза: ход весенних полевых работ, уборка урожая, работа животноводов и другие актуальные для колхозников вопросы. Разговор шел не только о производственных делах: слушатели знакомились с жизнью местных орденоносцев и заслуженных людей, историей деревни Головчин, звучали поздравления и благодарности.

При сельском клубе Василий Дмитриевич организовал драматический кружок, где с молодежью ставили пьесы белорусских и русских драматургов.

В школе он организовал литературный кружок, редактировал и выпускал рукописный литературно–художественный журнал «Залаты ранак». Там впервые увидели свет строки члена Союза писателей СССР Александра Мельникова.

Василий Дмитриевич собирал среди местных жителей народные песни. Еще в 1939 году начал записывать в тетради песни своей матери Ксении Никифоровны. В 60-е и 70-е годы он проводил активную работу по краеведению, поиску погибших на фронтах Великой Отечественной войны, расстрелянных фашистами и их помощниками советских людей. Краевед оставил личные воспоминания о Великой Отечественной войне, которые позволяют взглянуть на прошедшие исторические события глазами очевидца.

На протяжении 43 лет Василий Дмитриевич вел поиск погибших во время войны жителей колхоза «Наша победа». Отыскал 511 человек, которые погибли, были расстреляны и замучены фашистами. Описал, как и когда погиб каждый.

Получив поддержку руководства колхоза, краевед занялся составлением экспозиции музея. И в результате 9 мая 1989 года официально был открыт краеведческий музей колхоза «Наша Победа».

Василием Дмитриевичем были опубликованы сотни заметок в периодической печати, которые были посвящены людям и событиям деревни Головчин и ее окрестностям.

Умер краевед, организатор и первый директор Головчинского краеведческого музея колхоза “Наша победа”, член союза журналистов Беларуси  26 июня 1995 года.

 

     

 

Из воспоминаний Третьяковой Инны Викторовны, библиотекаря Головчинской сельской библиотеки-филиала №12 агрогородка Головчин: «Василий Дмитриевич был моим учителем. За многие годы работы у него накопился богатейший краеведческий и фольклорный материал. Он посчитал своим гражданским долгом сделать его доступным широкой общественности. Единый путь к этому – издать. Издавал свои брошюры за собственные средства. Сбор материалов был не самоцелью, а способом вернуть неизвестным героям имена, и оказывать влияние на сознание земляков и молодежи. За время работы в Головчинской школе собрал материалы и экспонаты, которые легли в основу открытого в 1989 году краеведческого музея колхоза «Наша Победа».

 

 

 

Из воспоминаний Глушака Бориса Васильевича, учителя физики и трудового обучения ГУО «Головчинская  средняя школа»: «В музее было создано несколько выставочных залов, рассказывающих об истории родного края, о событиях Великой Октябрьской революции, гражданской войны. Богатый материал был собран о годах Великой Отечественной войны. Немало экспонатов фольклорного и этнографического плана. Однако на сегодняшний день музей не сохранился. Отдельные экспонаты находятся в  Головчинской сельской библиотеке и Головчинской средней школе».

 

     

 

 

 

На могиле льва

 

Летоисчисление Могилева ведется от 1267 года, когда город был впервые упомянут в летописи. Летописец Т. Сурта пишет о закладке в этом году Могилевского замка, который был возведен на красивом высоком холме, там, где небольшая речка Дубровенка впадала в Днепр. Вокруг замка, как это водится, стал расти город.

О происхождении названия города достоверных сведений не имеется. Есть только предположения, предания и легенды.

Больше всего горожане любят легенду, которую воспел в своем произведении «Могила льва» Янка Купала:

 

«… И ту высокую могилу,
Где лес угрюмо распевал,
За мощь Машеки и за силу
«Могилой льва» народ прозвал.
Над нею — скоро иль не скоро —
Упали тысячи дерев,
И у могилы вырос город,
Носящий имя Могилев.»

 

Легенда рассказывает, что на том месте, где сейчас раскинулся город, когда-то шумели дремучие и непроходимые леса, в те далекие времена они дали приют богатырю Машеке, у которого боярин отнял невесту. Машека взбунтовался и стал мстить за причиненную обиду, за слезы народа всем богачам-угнетателям. Могучий богатырь погиб, погиб от руки своей любимой, ставшей женой боярина. Простые люди похоронили богатыря на высоком берегу Днепра и насыпали над могилой курган. Гору же, на которой похоронили Машеку, назвали Мышаковской или «Мышаковкой». Сейчас на «Мышаковке» расположен один из микрорайонов города – Юбилейный.

До XIII века история города была тесно связана с основными торговыми путями, одним из которых был знаменитый путь «из вaряг в грeки».

Начиная с XIV века Могилев входил в состав Великого княжества Литовского (ВКЛ). В конце этого же века город перешел во владения Ядвиги — жены польского короля и великого князя литовского Ягайло.

 

В 1569 году, на основании Люблинской унии между Великим Княжеством Литовским и Польшей, Могилев вошел в состав вновь образованного государства Речи Посполитой.

Магдебургское право город получил в 1577 году.

Послe первого раздела Речи Посполитой в 1772 г. Могилев стал частью Российской империи, центром сначала Могилевской провинции, а потом – Могилёвской губернии.

В 1780 году Могилёв посетила русская императрица Екатерина II, где она встретилась с австрийским императором Иосифом.

 Война 1812 года тоже не обошла Могилев стороной. Недалеко от города произошла известная битва под Солтановкой, в память о которой после победного окончания войны был воздвигнут памятник.

Могилев привлек к себе внимание и во время первой мировой войны. В городе с августа 1915 года по ноябрь 1917 года находилась Ставка Верховного главнокомандующего. Кроме того, в   Могилеве жил император    Николай II.

В конце 1930-х годов у властей была идея перенести столицу БССР из Минска в Могилев. В связи с этим в 1938 году даже началась реконструкция города.

В Могилеве построили Дом Советов, здание НКВД, гостиницу, многоэтажные жилые дома.

Великая Отечественная война принесла городу много горя и разрушений. С 3 по 26 июля 1941 г. защищался Могилев. Особенно тяжелые бои шли в поселке Буничи.  В память о героических боях в поселке Буничи открыт мемориальный комплекс защитникам Могилева «Буничское поле».

Город был освобожден 28 июня 1944 года.

 

 

 

 

 

Духовное наследие Могилёва

 

 

Последние десятилетия в истории Республики Беларусь характеризуются изменением роли и места религии в жизни белорусского общества. Религиозные ценности стали важной составляющей, как образа жизни, так и образа мышления многих людей.

Изменение в отношении общества к проблемам духовных ценностей оказало определяющее влияние на приоритеты государственной политики в сфере религии и отношений с религиозными организациям. Государство признало, что церковь является одним из важнейших социальных институтов, чей исторический опыт, духовный потенциал и многовековое культурное наследие оказали в прошлом и оказывают в настоящем существенное влияние на формирование духовных, культурных и национальных традиций белорусского народа.

Могилевская земля богата историческими событиями, она сохранила множество памятников истории и культуры, подарила миру много выдающихся людей. Могилев - не исключение. Это дивный и чудесный город, населенный талантливыми людьми. Родина известных писателей, художников, исследователей, общественных деятелей. Множество событий и имен пронеслось во времени за всю историю Приднепровского края. К сожалению, опустошительные войны не сохранили все жемчужины старинной архитектуры, но и то, что сохранилось или отреставрировано, достойно украшает наш город.

В настоящее время смысл и назначение многих культовых объектов приобретает свой изначальный смысл, они становятся объектами поклонения и объектами познания. Следовательно, религиозные ценности – это часть культурного наследия.

 

По состоянию на 1 февраля 2017 года на территории Могилевской области зарегистрированы 289 религиозных общин 19 вероисповедных конфессий и направлений.

 

Из них:

  • 136 религиозных общин Белорусской Православной Церкви;

  • 7 старообрядческих общин;

  • 23 общины Римско-католической церкви;

  • 1  Греко-католическая община;

  • 41 община христиан веры Евангельской;

  • 40 общин Евангельских христиан-баптистов;

  • 16 иудейских общин;

  • 6 общин Адвентистов Седьмого Дня;

  • 4 ангелическо-лютеранские общины;

  • 3 общины христиан Полного Евангелия;

  • 3 общины Свидетелей Иеговы;

  • 2 религиозные общины Новоапостольской церкви;

  • 1 община Церкви Христовой;

  • 1 религиозная община Армянской Апостольской церкви;

  • 1 мусульманская община,

  • 1 пресвитерианская;

  • 1 община бахаи;

  • 1 община Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней (мормоны);

  • 1 община Международного общества сознания Кришны.

В области действуют 2 православные епархии (Могилевская и Бобруйская); Минско-Могилевская архиепархия римско-католической церкви, республиканское религиозное объединение «Самостоятельная евангельско-лютеранская церковь в Республике Беларусь»; объединение церквей евангельских христиан-баптистов в г. Могилеве и Могилевской области; областное объединение церквей христиан веры евангельской.

Кроме этого, работают 4 православных монастыря (Свято-Успенский мужской монастырь в дер. Пустынки Мстиславского района, Свято-Никольский женский монастырь в г. Могилеве, Свято-Вознесенский женский монастырь в дер. Борколабово Быховского района, женский монастырь в честь святых Жен Мироносиц в г. Бобруйске).

 

 

Церковь Вознесения Святого Креста

 

Год постройки: 1869 г.

Состояние: действующая

 

 

Борисо-Глебская церковь построена в XVII веке из кирпича, как одноэтажный жилой дом, который в XIX веке был перестроен под церковь. В настоящее время - это крестильный храм при Крестовоздвиженском соборе.

Свято-Крестовоздвиженский собор —построен в 1869 году рядом с Борисо-Глебской церковью.

В начале XVIII века монастырь сгорел. После пожара был восстановлен только храм. Главный престол в нем по-прежнему назывался Воздвиженским, а правый придел — Борисо-Глебским.

С приходом советской власти храм был закрыт и снова начал действовать только в 1941 году после захвата Могилева немцами. Долгие годы он был единственным в Могилеве действующим храмом.

1 апреля 1986 года Указом митрополита Минского и Белорусского Филарета Свято-Борисо-Глебская церковь города Могилева переименована в Свято-Крестовоздвиженский собор. 

Здесь находится почитаемый прихожанами и весьма интересный по иконографии один из списков Могилеве-Братской иконы Божьей Матери, который можно отнести к местной интерпретации западноевропейских сюжетов. На нем представлен образ сидящей Богородицы, обращенной в левую сторону. Обеими руками она поддерживает младенца-Христа, стоящего у нее на коленях и обнимающего ее за шею своей левой рукой. Голова Богородицы покрыта чеканным головным убором, который напоминает платок.

 

Церковь Святого Спаса

 

Год постройки: 1740-1762 гг.

Состояние: утрачена в 1938-1940 гг.

 

   

 

Спасский монастырь являлся культовым архитектурным комплексом города Могилёва. Его главный храм - деревянная Спасская церковь, известная с 1478 года, играла значительную роль в жизни горожан, а образ Святого Спаса считался защитником Могилева и его жителей.

В 1594 году на месте старой построили новую деревянную церковь. В период униатства она была единственным действующим в городе православным храмом, который в 1708 году сгорел, и в течение последующих 50 лет прихожане пользовались временной церковью в приспособленном помещении. 

Около 1600 года при Спасском монастыре основана школа, где обучались дети членов могилевского братства. Школа действовала до 1621 года, пока не перешла под юрисдикцию униатов.

В 1740-1748 гг. при поддержке русской императрицы Анны Иоанновны началось строительство каменной Спасо-Преображенской церкви, от которой после пожара 1748 года остались только стены.

В 1755 году в Могилев был назначен новый епископ - Георгий Конисский, известный церковный и культурный деятель, который активно взялся за восстановление церкви. В 1762 году строительство Спасо-Преображенской церкви было закончено.

В советское время использовался как жилой дом, сейчас передан Могилевско-Мстиславской епархии.

 

Церковь Св. Константина и Елены

 

Дата постройки:  кон. XIX - нач. ХХ вв.

Состояние: здание сохранилось

 

   

 

Бывшая церковь Елены и Константина. Церковь построена в кон. XIX - нач. ХХ в.. Здание находится по адресу ул. Дарвина, 1 (район ул. Вел. Машаковская).

 

Сейчас здесь располагается Центр технического творчества учащихся.

 

Кафедральный собор во имя Трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста

 

Годы строительства: 1903 - 1914 гг.

Состояние: действующий

 

       

 

Строительство церкви во имя трех Святителей православной церкви — Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста была начато в 1903 г. по проекту губернского архитектора П. Калинина. Возведение собора продолжалось 11 лет и было закончено в 1914 г. Построен храм в форме креста и имеет семь куполов, над входом — колокольня. С перерывами храм действовал до 1959 г. В 1961 г. церковь была закрыта, здание было отдано под клуб завода «Строммашина».

 

    

25 декабря 1989 г. храм снова был освящен и начал действовать. Настоятелем собора стал священник Свято-Крестовоздвиженского собора (Борисо-Глебской церкви) Геннадий Пацевич. В соборе была открыта библиотека православной литературы, читальный зал, воскресная школа, восстановлены колокола. В 1995 г. построен крестильный храм в память Святителя Георгия Конисского (архитектор А. Юрковец).

 

Синагога Цукермана

 

Время действия синагоги:  50-е гг.  XIX века - 1929 г.

Здание сохранилось

 

    

 

Синагога Цукермана  (Архиепископский дворец) — это дом почетного гражданина Могилева Цукермана, который после пожара приобрел у городских властей бывший дворец католического архиепископа С. Богуша-Сестренцевича (конец XVIII века) и переоборудовал его в 50-х годах XIX века под синагогу.

 

В этой синагоге молились могилевские евреи до 1929 года.

 

Здание сохранилось, сегодня в здании находится спортивная школа.

 

Свято-Никольский монастырь

 

Годы строительства: 1669-1672

Состояние: действующий

 

   

 

Сооружение монастыря началось в XVII веке, когда киевский митрополит Пётр (Могила), получил согласие польского короля Владислава IV на сооружение в Могилёве церкви Святого Николая. Во время правления могилевской епархией епископом Сильвестром Коссовым в 1637 была построена временная деревянная Никольская церковь. Строительство кирпичного храма началось в 1669 году, а в 1672 он был освящен епископом Феодосием I (Василевичем).

В начале XVIII века монастырь был подвергнут нападению шведов, а позже — после освобождения города русскими войсками — татарских и калмыцких полков. Свято-Никольский монастырь был подожжен, и значительно пострадал в ходе пожара.

В 1793 году при архиепископе Георгии Конисском было начато строительство зимнего отапливаемого храма рядом с Никольским собором.

     

 

В годы советской власти церковная утварь храмов монастыря была изъята, иконостас разрушен. А в 1934 году со смертью священника Михаила Плещинского Свято-Никольский собор был закрыт. В 1937 году прекратила существование и Могилёвская епархия (возрождена в 1989 году).

1937 года в Свято-Никольском соборе находилась пересыльная тюрьма. В 1941 году тюрьма была закрыта. С 1946 в соборе располагалась книжная база.

С 1956 по 1990 год велись, так называемые, реставрационные работы, в ходе которых здание Свято-Никольского храма пришло ещё в больший упадок, так как эти работы велись не церковью, а светскими безбожными властями.

В 1989 году произошло возрождение могилевской епархии. Правящим архиереем воссозданной епархии был назначен архиепископ  Могилёвский  и Мстиславский Максим.

 

   

 

28 марта 1991 года был освящен зимний Онуфриевский храм Свято-Никольского монастыря. 18 июня 1991 года монастырь посетил Святейший Патриарх Алексий II. Святейший Патриарх принес в дар монастырю литийное паникадило.

 
Монастырь Богоявленский

 

Год постройки: 1633 - 1636 гг.

Состояние: утрачен в 1950-е гг.

 

Во дворе жилых домов (Советская площадь, 4 и ул. Первомайская, 1) ранее можно было увидеть один из крупнейших в Беларуси православных монастырей XV-XV вв. - Богоявленский.

 

     

 

История монастыря начинается с 1618 года и связана с деятельностью православного могилевского братства, которое было утверждено в 1588 году при Спасском монастыре.

Богоявленский монастырь неоднократно разрушался и снова восстанавливался. В 1928 году обе монастырские церкви были закрыты, а в их помещении расположился Центральный исторический архив БССР.

Во время обороны города в 1941 году строения церквей сгорели. Но целиком остались стены зданий и 4-ярусная колокольня.

 

В 1945 году комиссия управления архитектуры при Совете Министров БССР признала необходимость сохранения и реставрации комплекса зданий монастыря, а главному архитектору г. Могилева было рекомендовано установить на них охранные доски.

 

Однако, несмотря на это, после 1952 года остатки церквей монастыря были разрушены.

 

Костел Святого Станислава

 

Год постройки: 1738-1752 гг.

Состояние: действующий

 

 

Построен в  1738—1752 гг. До 1783 г. костел Вознесения Господня; после назначения С. Богуш-Сестренцевича могилевским архиепископом костел стали называть Станиславовским, а после 1860 г. — Успенским.

 

Существует легенда, будто бы в наказание за убийство знатного шляхтича по приказу польского короля этот храм был выстроен из печных труб горожан.

Во время обороны Могилева в 1941 г. в костеле располагался штаб народного ополчения. После Великой Отечественной войны вплоть до 1947 г. храм действовал без регистрации. Закрыли костел в 1956 г. и разместили в нем Центральный исторический архив БССР.

В годы застоя храм утратил часть уникальных росписей, безвозвратно утерян и орган с редкими керамическими трубками, который в реестре Ватикана числился под вторым номером (в мире было всего четыре таких органа, кроме могилевского еще в Риме, Варшаве и Мехико). В начале 1990-х гг. здание костела опять передано верующим. А в 1994 г. — он был отреставрирован и начал действовать.

 

     

 

В костеле сохранился один из наиболее развернутых фресковых циклов на территории Беларуси. Фресковая роспись выполнена в 1765—1767, 1780 гг. (художники П. Пиотровский, А. Гловацкий, ученики-монахи Спасской церкви Петр, Лукьян, Григорий). В 1860-е гг. роспись подновлялась художником Ферстом, который выполнил и ряд композиций. Фресковой росписью покрыты все стены костела. Фрески на евангельские сюжеты размещены на сводах главного нефа. От апсиды до хоров размещены 3 небольшие композиции — «Преображение», «Вручение ключей Петру», «Вознесение Марии». В композиции введены сложные архитектурные кулисы, изображения евангелистов с символами Иеронима, Августина, Климента, аллегорические изображения Веры, Надежды, Любви.

 

Костел святого Казимира (фарный)

 

Дата строительства: 1604 г.

Состояние: сохранился частично       

 

   

 

Костел был построен по инициативе Жигимонта Вазы в 1604. Первоначально костел был деревянным. Храм погиб в огне могилевского пожара 1627 года. После этого, (в конце 20 — начале 30–х годов XVII века), было возведено каменное здание, которое было освящено в 1634 году. В храме установили орган, три алтаря украшали барочные скульптуры.

 

Костел сохранился частично и сейчас используется как складское помещение.

 

Костёл Святого Антония и кляштор бернардинцев

 

Год постройки: 1720-е гг.

Состояние: не сохранился, утрачен в 1950- е гг.

 

   

 

Деревянный кляштор в Могилеве бернардинцы построили в 1687 году, а каменный костел был возведен в 1720-м. К костелу примыкал П-образный жилой корпус.

 

В 1865 году костел был закрыт, а в конце XIX века убрали верхние ярусы его башен в связи с перестройкой здания под архив.

 

Снесен он был в 1950-е и сейчас от него остался лишь небольшой фрагмент фундамента.

 

Собор Святого Иосифа Обручника

 

Год постройки: 1780-1798 гг.

Состояние: утрачен в 1937 г.

 

   

 

Собор Святого Иосифа являлся визитной карточкой Могилевской губернии, на фотоснимках и открытках, которые выпускались в то время, были отображены Соборная площадь и сам собор.

Строительство собора Святого Иосифа началось в память о встрече в Могилеве русской императрицы Екатерины II и австрийского императора Иосифа II. В 1780 году в городе, в торжественной обстановке, Екатерина II и Иосиф II заложили первый камень фундамента собора. Бытует легенда, что в момент закладки, у наклонившейся императрицы оборвалась нитка бус с ценными жемчужинами. Жемчуг рассыпался, и свита начала собирать его, но Екатерина II промолвила: «Не надо, пускай будущее здание будет таким красивым, как мои бусы».

 

 

После революции и вплоть до 1938 года в соборе находился музей религии и атеизма. А когда Могилёв собрались сделать столицей БССР, собор взорвали.  На его месте построили гостиницу для членов правительства.

 

Готовимся к экзамену

 

Варианты третьих вопросов билетов экзамена по учебному предмету «История Беларуси»

 

Отражение событий истории Беларуси в произведениях белорусского искусства.

 

 

Отражение исторических событий в картине Е. Зайцева Волкова «Оборона Брестской крепости в 1941 г.»

 

Е. Зайцев «Оборона Брестской крепости в 1941 г.»

Художник Евгений Алексеевич Зайцев во время ВОВ работал в БШПД. Сюжет картины отражает защитников Брестской крепости. Штаб обороны крепости возглавили капитан И. Н. Зубачев и полковой комиссар Е. М. Фомин. Гарнизон продержался около месяца, хотя немецкое командование планировало взять крепость до середины дня 22 июня. Личное отношение художника к отраженным событиям наполнено чувством гордости за защитников Родины, которые, жертвуя собственной жизнью, выполняют свой воинский долг.

 

Отражение исторических событий в картине В. Волкова «Минск. 3 июля 1944 года».

 

В. В. Волков «Минск. 3 июля 1944 г»

Валентин Викторович Волков работал над этой картиной 10 лет (с 1945 по 1955 гг.). В. Волков и его семья во время фашистско-немецкой оккупации жили в Минске. На картине изображено вхождение войск Красной Армии в Минск, жители города встречают танкистов с цветами в руках. Первым в Минск ворвался танк Д. Г. Фроликова.

Во время работы над картиной  художник сделал более 200 эскизов, зарисовок, портретов с натуры.

3 июля – день освобождения Минска от гитлеровских захватчиков – по итогам республиканского референдума 1996 г., был объявлен Днем Независимости Республики Беларусь.

Этот день, отраженный в картине В. Волкова, является художественным символом Победы белорусского народа в Великой Отечественной войне.

 

Характеристика социально-экономического (внешнеполитического) положения Беларуси с опорой на историческую карту.

Характеристика с опорой на картосхему «Великое Княжество Литовское в ΧΙΙΙ- первой половине ΧΙV в.» процесс образования Великого Княжества Литовского.

«Великое Княжество Литовское в ΧΙΙΙ- первой половине ΧΙV в.»

 

Основные события, положившие начало образованию ВКЛ, разворачивались на белорусских землях в Верхнем и Среднем Понеманье (совр. Гродненская область).

 

Центром событий был Новогрудок. Здесь в 1253 г. состоялась коронация Миндовга.

 

Во время княжения Гедимина постоянная столица государства была основана в 1323 г. в Вильне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков с опорой на картосхему «Белорусская наступательная операция «Багратион» (23 июня-29 августа 1944) г».

 

«Белорусская наступательная операция «Багратион» (23 июня-29 августа 1944 г.)»

 

Операция «Багратион» началась 23 июня 1944 г. войска 1-го Прибалтийского, 2-го и 3-го Белорусских фронтов перешли в наступление на Витебском, Оршанском и Могилевском направлениях. Войска 1-го Белорусского фронта смогли преодолеть Белорусское Полесье и в ходе операции образовался «бобруйский котел».

 

3 июля 1944 г. был освобожден Минск.

 

28 июля был освобожден Брест, эта дата является завершением освобождения Беларуси.

 

Стратегическая задумка советского командования об уничтожении группировки немецко-фашистских войск на территории Беларуси путем их окружения в так называемых «котлах» оправдалась.

 

 

 

 

 

 

Карта сайта

 


 

                      


 

 

 Полезные ссылки